В преддверии осенних каникул 22 октября 2022 года учащиеся объединений: «Основы изобразительного искусства. Продвинутый уровень», «Композиция в графике. Основы технического рисунка», «Живопись и архитектурный дизайн», «Принципы графики и дизайна будущему абитуриенту» педагогов Федоровой А.Д. и Никитиной А.С. отправились на увлекательную экскурсию в Центральный выставочный зал «Манеж». Раньше «Манеж» был конюшней, но так как император Александр III часто проводил выставки и вечерние мероприятия, то постепенно это здание стало выставочным пространством. Выставка русского провинциального портрета XVIII-XIX вв. «Зерцало» позволяет зрителям познакомиться не только со стилистическими особенностями ранних провинциальных портретов, но и увидеть «лица» эпохи – образы духовенства, купечества, детские и семейные портреты, предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре. Выставка проходит с 15 октября по 4 декабря 2022 года, на ней представлены картины из Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея, Государственной Третьяковской галереи, Рыбинского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника и т. д. Для интерактивной и интеллектуальной части экскурсии был разработан квест, состоящий из 8 заданий, ответы на которые можно найти на выставке и в бесплатном аудиогиде Манежа. Прохождение квеста подарило ребятам новые эмоции, позволило проявить скорость мышления, креативные подходы к решению задач. Приходите на выставку! Погружайтесь в культурный мир прошлых веков, проходите квест и делитесь с нами своими результатами! Задания квеста: - «ЗНАЕШЬ ЛИ ВЕКА?» - Определи период создания представленных портретов на выставке.
- «ЕДИНСТВО» - Составь пары главы семейства и его жены по деталям картин.
- «РАЗБИТОЕ СТЕКЛО» - Собери пазл и узнай, кто скрывается за окном?
- «ЧЬИХ РУК ДЕЛО» - Найди на выставке картину только лишь по рукам и узнай, кто автор.
- «ЦВЕТЫ ЖИЗНИ» - Отыщи портрет с цветами. Кто их обладатель?
- «А» - Где учился художник Ефим Яковлевич Спажинский?
- «Л» - В каком городе написан этот портрет?
- «ОБРАЗ» - Нарисуй в зеркале отражение человека нашего времени, но по канонам провинциального портрета. Вдохновляйся семействами из Углича.
Гид по выставке «ЗЕРЦАЛО» Что Вы знаете о таком жанре живописи, как портрет? Давайте отправимся в увлекательное путешествие по русскому провинциальному портрету 18-19 века. Первое, что мы встречаем на выставке, - это своё отражение в зеркальных поверхностях экспозиции. Оно показывает облик человека, наше истинное лицо. В современное время мы зачастую ищем красивые ракурсы, используем фильтры. Купечество же прошлых веков очень хотело запечатлеть себя во времени и показать себя такими, какие они есть. В этом им помогал один из жанров изобразительного искусства – портрет. Портреты тут не приукрашивают человека, а показывают именно, кем они были: возрастные особенности, второй подбородок, пышные формы и т. д. Возраст осознавался иначе, он говорил о важном социальном статусе. Большинство портретистов были непрофессиональными художниками, имён которых мы не знаем. В изображении человека главное не мастерство художника, а запечатлённый культурный феномен, отражение провинциальной жизни 18-19 веков, его устоев. Нам представлены портреты двух семей: Кочурихины и Сурины, которые расположились напротив друг друга на первом этаже. Это неспроста. В реальности их разделяла река города Углич. Левобережные - старообрядцы Кочурихины. Мы можем увидеть четыре поколения семьи. Особенно интересно, что на оборотной стороне портретов были обнаружены подписи. Например, глава семьи купец Григорий Кочурихин, жена купца Кочурихина, сын купца Кочурихина, жена сына купца Кочурихина и т. д. В этом четко прослеживается иерархия в семье. Правобережное семейство Суриных изображено в несколько архаическом образе. Тут отражается основной принцип домостроя. Глава семьи Матвей Сурин – это единственная цельная фигура, все остальные – дроби, чада, домочадцы. Глава семейства изображен строго, без деталей, ведь его раскрывают остальные представители семьи, у которых большое количество внешних подробностей. Женский образ включал обязательный набор нескольких нитей жемчуга на шее и цепочка с крестом, уходящая под душегрейку. Человек не ходил без креста, но он должен быть скрыт от взгляда. На голове обязательно повязка и белый платок в руках, который имеет особенное значение. Выходя из дома, женщина всегда брала платок. Она не должна была демонстрировать открыто свои чувства посторонним или старшим людям. Если ее что-то волновало, пугало, радовало или смешило, она могла прикрыть лицо платком, взять себя в руки и вернуть достойное, приличное в обществе спокойствие. Этот культурный код еще недавно использовали наши бабушки и прабабушки, неизменно носившие тряпичный белый платочек в своих сумочках. Его наличие было гарантом предусмотрительности в разных жизненных ситуациях. Платок на купеческих портретах (и у мужчин) кроме того говорит нам о том, что члены семьи находятся в заботливых руках у главы семейства. Если платка нет, то перед нами взрослый независимый и состоявшийся человек. У нового же поколения меняется внешний вид. Они уже одеваются не архаично, а по моде. Головная повязка трансформируется в бант, на который можно прикрепить драгоценную брошь, заказанную специально у ювелира или цветы (розы и гиацинты), вместо платка в руках – ридикюль. Воплощение женской красоты того времени - это полнотелая, белолицая с лёгкой полуулыбкой дама. Улыбка строго определена, ее совсем чуть-чуть заметно. А полнота в этой среде была не только признаком цветущего здоровья, но ещё легкого, счастливого характера, поэтому такая девушка считалась идеальной купеческой женой. Супруги не так часто «берут с собой в портреты» детей. Но на выставке мы видим купцов с «купчатками». На картинах дети явно выглядят старше своих лет. Об этом говорят не только их лица, но взрослая одежда. В этих образах будто предопределена их дальнейшая жизнь. Например, девочки часто держат в руках цветок. Роза бледно-розового цвета – это знак, что девочка вырастет, расцветёт её красота, которая станет залогом ее долгой и счастливой жизни. Также мы не можем пропустить большую выстроенную башню в экспозиции. Она – символ уходящей допетровской эпохи шатровой архитектуры. Верхние ярусы храма - золотые, блестящие и отражают свет, книзу ярусы начинают разрушаться, оставляя на полу только отдельные блоки, которые для нас становятся скамейками. Это образный переход к новой эпохе, которая даёт возможность на этом месте построить что-то другое. На втором этаже представлены духовенство и знать. Портреты светского общества подчеркиваются открытым и свободным пространством вокруг. Этим этажи отличаются друг от друга. Первый, где собраны семьи – замкнутый. Пространство второго объединяет купол - некий бельведер, который как раз строили на возвышении. Это павильон, беседка, где проходили встречи и разговоры. Портреты будто общаются с друг другом. Любопытно, что раньше духовенство можно было писать только на иконах или парсунах. Парсуна – это ранний вид портрета, переход от иконописи к светскому изображению. Первый светский портрет духовенства появляется в 18 веке. Нашему глазу открывается 101 полотно из 17 музеев России. Октябрь и ноябрь как раз традиционно были свободными месяцами для жизни. Заканчивались сельскохозяйственные работы, и люди могли найти минутку, чтобы попозировать. Осенью короткий световой день, художники работали при свечах или лучине, что подчеркивает затемнённое пространство выставки. Более 20 лет назад некоторые из этих портретов уже выставлялись в Манеже. Их достали тогда из каких-то дальних углов, фондов. И они появились в больших музеях, глянцевых каталогах. Сейчас портреты вновь вернулись в Манеж. Можно сказать, в них, как в зеркале, отразилось время. Материал подготовила Федорова Александра Дмитриевна, педагог дополнительного образования |